Hyundai Getz с пробегом: кузов без порогов и непредсказуемый ЭУР

История техники
Успех к Hyundai/Kia на российском рынке пришёл раньше, чем появились Solaris и Rio. Задолго до этой пары бестселлеров, которые по продажам суммарно опережают даже вазовскую Весту, компания вполне успешно продавала Getz и Accent.
Getz был машиной простой и честной. Он никогда не претендовал на то, чтобы быть похожим на что-то большее, не пытался поразить роскошью и дизайном. Просто качественный продукт с минимальной ценой обслуживания и настоящей корейской сборкой. Трёх- и пятидверные хэтчбеки появились на рынке в 2002 году и неплохо продавались по всему миру, кроме, пожалуй, США и Канады. Как и у всякой «машины мира», у него было немало имен: в Японии его назвали TB (сокращение от Think Basic), в Корее он был известен под именем Click, как Dodge Brisa – в Южной Америке. В Eвропе, как и в России, этот автомобиль звали Getz. В конструкции Гетца все предельно банально и практично. Кузов – только хэтчбек, можно выбрать лишь число дверей (хотя и это было возможно не на всех рынках). Подвески стояли самые элементарные: спереди – МакФерсон, сзади – скручиваемая балка. Моторы тоже относятся к «старой гвардии» Hyundai, созданной еще совместно с Mitsubishi. Это агрегаты серии G4 с одним или двумя распределительными валами в головке и объемом от 1,1 до 1,6 литра. Есть ещё пара дизелей, причем изначально ставили итальянский мотор VM Motori, а потом уже обзавелись своим. Четырехступенчатый автомат, предложенный как альтернатива механике, тоже конструктивно тоже не слишком новый или сложный. Так что под капотом у Getz всё просто. Как и в салоне, где нет никакой сложной электроники, навороченных комплектаций и дорогих решений. Главное, что все это было собрано с корейской тщательностью и продавалось по очень выгодной цене. В России популярность машина получила в основном в версии после рестайлинга 2005 года, и основная масса продаж пришлась на 2007-2009 годы. Пока курс рубля был высоким, корейская сборка по цене могла конкурировать с российской. Впрочем, любили машину не только за цену — она уже тогда зарекомендовала себя очень крепкой и недорогой в эксплуатации, а немногочисленные недостатки вроде откровенно скучного дизайна салона, слабого ЛКП и даже невыдающегося ресурса многих узлов попросту прощали. Сейчас машине прощают и более серьезные проблемы и даже часто рекомендуют тем, кто хотел бы совместить несовместимое – цену запчастей Жигулей и надежность иномарки. Возможно ли такое? Кузов
Найти откровенно гнилой экземпляр – не проблема. И далеко не всегда это будет машина до рестайлинга. Тут всё зависит только от обслуживания и условий эксплуатации. Большая часть машин в целом имеет вполне приемлемое состояние кузова, но будьте готовы встретиться с локальными дефектами на порогах, задних арках и задней двери, а также сколами на капоте и передней кромке крыши. Ну и про «стандартные» места вроде точек установки брызговиков, стыков крыльев и бамперов забывать нельзя. Доля машин с отсутствующими порогами и с серьезной коррозией боковых дверей тоже довольно велика, но, тем не менее, найти машину только с немногочисленными «пауками» и без внешне заметных проблем можно даже в бюджетном сегменте. А варианты с дырами в днище, вспучившимися швами и неустранимыми бедами кузова встречаются совсем уж редко. Бампер передний цена за оригинал 5 437 рублей Среди владельцев бытует миф об оцинковке, но достаточно близкое знакомство с машиной позволяет однозначно утверждать, что тут ее нет и никогда не было. Не гниющий некоторое время металл в местах сколов – заслуга неплохой обработки и хорошего качества корейского металла. Так же в свое время обрабатывались кузова японских авто. Правда, там слой ЛКП был толще, что проявляло себя заметно большим сроком службы, а тут краска отваливается при мало-мальски сильном ударе. На первых экземплярах после рестайлинга краска могла просто сходить слоями – тогда ещё только отлаживали технологию с новыми материалами. Если купите такую машину, ищите контакты хорошего маляра.
Кузов у Getz скроен максимально бюджетно, и именно в этом кроется основная причина большей части проблем. Слабое антигравийное покрытие порогов, маленькая наклейка у задней двери, практически полное отсутствие защиты колесных арок и небольшая толщина покрытия делают его очень чувствительным к грубой эксплуатации. Слабые уплотнения дверей, багажника, тонкий напольный ковер и редко встречающийся кондиционер позволяют влаге скапливаться в салоне под коврами, а зимой даже образовывать ледяную корку на крыше и конденсат на потолке, что не лучшим образом сказывается на долговечности железа. Капот цена за оригинал 17 273 рубля При покупке не только проверяйте машину на предмет наружных дефектов, но и обязательно поднимайте ковры салона и багажника, проверяйте на наличие коррозии внутренние швы и дотошно осматривайте моторный отсек. Лучше даже обзавестись каким-нибудь очистителем для проверки подкапотного пространства: у возрастных машин там часто все очень замаслено и покрыто слоем пыли, так как моторы слегка «парят», а пыльник моторного отсека стоит номинальный. Поэтому для проверки состояния швов чашек подвески и моторного щита вам придется их чем-то промыть. К сожалению, для Getz это достаточно актуально: попадаются экземпляры с видимой коррозией на стыке брызговиков и лонжеронов, на чашках, в местах крепления передней панели и у рамки лобового стекла. Заодно промойте и передние стойки кузова под петлями дверей и проверьте, нет ли следов коррозии рядом с точками крепления ограничителя дверей или петель. К сожалению, экземпляров восстановленных «на скорую руку» подваркой или замазкой порогов и «облитых» снаружи, хватает, а на более серьезный ремонт для перепродажи тратятся редко.
Любителей проверять всё толщиномером ждет еще один сюрприз: перекрашенных частично и полностью экземпляров в популяции довольно много, так что просто «потыкать» и вынести вердикт не получится. Тут нужно проверять швы и смотреть качество выполненных работ, а не надеяться на оригинальное покрытие, которое слишком часто давало поводы для нареканий. И нет ничего удивительного в том, что эти машины перекрашивали регулярно. В общем, бдительность нужна, как при покупке Жигулей. Сюрпризы возможны любые, даже если на первый взгляд внешне всё пристойно. Цените машины, которые с самого начала получили локеры, дополнительный антикор внутренних полостей и под порогами. И те, у которых вовремя и тщательно устраняли все сколы и царапины.
В отношении состояния бамперов и оптики можно проявить некоторую небрежность. Секрет в цене деталей на Getz, которые стоят настолько смешных денег, что по сравнению с ними цена на запчасти свежей Калины и тем более Весты кажется большой. Оригинальный бампер можно купить за пять тысяч, оригинальную фару – менее чем за семь. А китайскую продукцию на Гетц продают вообще «на вес». Так что не беда, что фары затираются, а бампер легко трескается от удара о сугробик и легко ломается, если неаккуратно сдавая задом, зацепиться его кромкой. Салон
Не очень удачные уплотнители дверей и малый ресурс ограничителей для машин такого класса, в общем-то, норма. Редко у какого экземпляра после пробега в сотню-полторы тысяч километров всегда чистые проемы дверей, а двери четко фиксируются в открытом положении, не щелкая и не подклинивая.
Петли и замки достаточно надежные. Подмерзают зимой, не без этого, и у машин, на которых нет центрального замка, возможны сюрпризы в виде «колхозных» актюаторов и «левой» проводки. Но у большей части машин с этим всё в порядке. Сам салон пластмассовый, довольно «гремучий», но вполне надежный. Тут попросту нечему ломаться: приборная панель крепкая, дисплеи простейшие, кнопки дубовые. У сидений немного корродирует каркас, и можно ожидать того же и на полах кузова под ковром. Зато тканевая обшивка сидений обычно держится молодцом, только поролон не выдерживает веса тяжелых водителей, отчего сиденья теряют форму.
Пластиковый руль со временем царапается (конечно, если водитель был с «когтями»), а пыль въедается в рельеф пластика и в напольный ковер, особенно на машинах без салонного фильтра и кондиционера. Но это или легко устранимо, или верный признак больших пробегов (по меркам этой машины – больше 200-250 тысяч км). Скрипы рулевой колонки – признак машин без усилителя руля. Они обычно устраняются протяжкой всех соединений, но если к скрипам добавляется хорошо ощутимый люфт вала, то, возможно, придется заняться карданчиком колонки. На машинах с электроусилителем он вообще находится в зоне риска, но, к счастью, дорестайлинговые машины с мотором 1,6 л в такой комплектации у нас встречаются крайне редко.
Трапеция стеклоочистителя крепкая, но не любит долгого простоя машины и забитой снегом надмоторной ниши. Чаще всего возникают проблемы электрического характера, связанные с окислением проводов, но иногда клинит и втулки рычагов. А вот у заднего «дворника» при регулярном использовании может просто закончиться ресурс моторедуктора (сотрутся шестерни). И при слишком редком использовании он закисает, так что во всём нужен баланс. Стеклоподъемники чаще ломаются «ручные», которые ставили в задние двери на машинах после рестайлинга. Там установлена простейшая конструкция с одним рычагом, но если корродируют направляющие стекла, а ручку стекла крутит кто-то сильный, то редуктор может сломаться. Цена вопроса – рублей 500 за новую оригинальную деталь и еще 500 за новую направляющую.
Электропривод стекоподъёмника просто останавливается. Спереди привод стекол тросовый, и типовой возрастной проблемой становятся подклинивание троса в водительской двери и перекосы из-за той же коррозии направляющих. Вот почему опытные пользователи Getz не жалея льют смазку в «направляйки». Воющий вентилятор климатической системы – распространённая беда старых автомобилей. После сотни тысяч пробега будьте готовы его смазать и перебрать. Мотор тут стоит удачно, осью вертикально, но это его не спасает. Иногда ломаются и рычаги, но они даже оригинальные стоят копейки (130-200 рублей), а их там всего три. Да и сломать нужно еще постараться. К сожалению, у многих это как-то получается, а подобраться туда не так просто. Чаще просто слетают тросы управления заслонками, но цена вопроса — опять же не более 500 рублей. Удивительно, но в Getz есть воздуховоды к ногам задних пассажиров. Многие машины этого класса в то время были этой необходимой опции лишены, и «галерка» отапливалась по остаточному принципу. Не забудьте проверить работу тросов открывания багажника и лючка бензобака: на возрастных экземплярах они корродируют и закисают. Электрика Передняя фара, галоген цена за оригинал 6 879 рублей Выполненная бюджетно электрическая начинка машины создавала минимум проблем в первые пять-шесть лет эксплуатации, потом число поломок постепенно возрастало. На экземплярах первых лет после рестайлинга число проблем обычно зависит от того, как обслуживали машину ранее. Китайские провода и датчики мотора, китайский или «бэушный» генератор и восстановленная скрутками напольная проводка вместе с новыми проводами от музыки, кинутыми прямо под ковер — это, к сожалению, вполне стандартная картина после ремонта. Обычно «бонусом» идет еще китайская «сигналка» и магнитола, иногда – парктроник и центральный замок.
Но при нормальном обслуживании особенных проблем ждать не надо. Жаль, что таких машин немного даже несмотря на смешную цену запчастей. Их покупали в «пустых» комплектациях и по мере сил «допиливали» в меру сил и способностей. Способностей у мастеров традиционно не хватает, особенно в бюджетном секторе. Так что просто проверьте, что накручено и наверчено внутри, и что из имеющегося оборудования работает, а что должно работать. Как обычно, мокрые полы и забитый слив надмоторной ниши сильно увеличивают шансы того, что машина будет «глючной».
Более поздние экземпляры обычно имеют меньшее число «колхозно» решенных проблем, что, впрочем, вполне ожидаемо. Тормоза и подвеска
Тормозная система у Hyundai Getz бывает очень разной. Самый простой вариант – с барабанными тормозами сзади и без ABS. Посложнее – с ABS и барабанами, очень ходовой вариант на рестайлинге, ну и, конечно же, самый интересный вариант – с задними дисковыми тормозами и ABS. Тормозной передний диск цена за оригинал 2 227 рублей Вариант без ABS, конечно, прост, но каких-то преимуществ в стоимости эксплуатации не дает, а вот по безопасности однозначно проигрывает. К тому же задние барабаны только до сотни тысяч пробега создают хлопот меньше, чем диски. Дальше бывает всякое. Например, они могут и колесо подклинить вихляющей колодкой, а если не следить, то и просто протечь. Вариант с ABS и барабанами сзади работает лучше (что бы там ни говорили скептики, для большинства водителей ABS повышает шансы избежать ДТП), но барабаны так же подклинивают. Диски сзади проблему решают — жаль только, что ресурс колодок на задней оси получается смешной, часто всего 20-30 тысяч километров. В любом случае, тормоза у Гетца слабоваты: очень маленькие диски диаметром 240 мм даже легкую машину останавливают плохо. Так что владельцы активно «колхозят» тормозную систему, благо диски диаметром 280 мм подходят от Coupe/Sonata/Tucson ранних поколений, а по объемам применения деталей с ГАЗа Hyundai переплюнул даже Volvo S40. Тут уже не палец суппорта от Газели можно поставить, а целиком суппорт со скобой. В общем, сюрпризов может быть много. Подвеска проста и даже вполне надежна. Правда, оригинальные амортизаторы ресурсом не радовали. К 50-60 тысячам пробега они уже были в полуобморочном состоянии, даже некоторые неоригинальные амортизаторы служили дольше. К тому же повредить рычаг, шаровую опору или рулевую тягу достаточно просто. Особенно доставляет такая типовая неприятность как закисание болта крепления заднего сайлент-блока переднего рычага во втулке подрамника. Обычно подрамник приходится сначала пилить, а потом варить. Но опять выручает цена деталей, и отремонтировать что-то в ходовой обходится не дешево, а очень дешево. При обычном износе всё можно заменить отдельно, при поломках нетрудно поставить бюджетные рычаги в сборе. Опорные подшипники особой устойчивостью не отличаются, но грязи не боятся и при аккуратном вождении держатся дольше, чем амортизаторы. Сзади тяжело что-то сломать серьезно, разве что амортизаторы не только постепенно растрачивают «силы», но может поломаться и их нижняя опора. Впрочем, вряд ли вам попадется машина с оригинальными компонентами в подвеске, так что все зависит от того, что ставили, и как обслуживали машину. Рулевое управление
Конечно же, самый надежный вариант – вариант без усилителя вообще. С легкими моторами объёмом 1,1 и 1,3 л никаких особых сложностей отсутствие ГУРа не принесёт: на ходу руль легкий, а парковаться нужно уметь, и отучаться от дурной привычки крутить руль на месте. Заодно будет максимальным и ресурс тяг, и наконечников.
На машинах после рестайлинга с моторами 1,4 и 1,6 л стоит вполне надёжный ГУР. Рейки свои 150 тысяч могут пройти без стуков, а дальше – как повезет. Чаще требуется ремонт из-за нарастающих стуков и протечек, но если ездить по хорошему асфальту, вовремя менять жидкость ГУР и немного ее подливать, то рейка еще послужит и при заметно большем пробеге. Главное, чтобы коррозия не повредила трубку высокого давления, а старое масло – гибкий участок напорной магистрали: гидравлика тут сделана тоже бюджетно, и подобные проблемы случаются. Особенно часто такое происходит зимой и при неаккуратном обращении с рулевым управлением на холодную. Покупать дорестайлинговые машины с мотором 1,6 л и электроусилителем очень не рекомендую. Помните, как Калины пытались уехать куда-то вбок? На Getz тоже отлаживали конструкцию ЭУР, и проблемы были ровно те же. Но к ним добавились ещё и проблемы с проводкой. В силу малой распространенности таких комплектаций негатива много, а реальных данных почти нет, но похоже, тут тот же механизм, что сейчас ставят на Granta. Вполне возможно, при замене проблемных датчиков он хлопот доставлять не будет, но и помимо этого есть ряд сложностей. Например, с ЭУР сильно скачет напряжение в бортсети, а карданный вал рулевой колонки и рейка имеют очень маленький ресурс, часто «радуя» владельцев стуками при пробегах до 50 тысяч километров. Но замечу, что речь идёт о машинах, выпущенных до 2005 года. Что там сейчас у них стоит, и как работает – большой вопрос. Как вы уже поняли, больших проблем Hyundai Getz принести не должен. По крайней мере – дорогих. Главное – найти не убитую предыдущим владельцем машину с целым кузовом. Если постараться, сделать это можно. Но на что обратить внимание при выборе двигателя и коробки передач? Об этом мы совсем скоро расскажем во второй части нашего обзора.
Дополнительно:

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *